Лямбда-зонд — это датчик, определяющий содержание кислорода, O2, в выхлопных газах. Он используется для поддержания наиболее эффективного соотношения бензин/воздух, т.е. 14.7:1.
На основании показаний датчика, вычисляется показатель λ=(реальное содержание O2)/(теоретическое содержание O2), а система управления двигателем автоматически изменяет количество впрыскиваемого топлива.
λ<1 — бедная смесь, много воздуха и мало бензина.
λ=1 — идеальная смесь, полное сгорание.
λ>1 — богатая смесь, много бензина и мало воздуха.
На автомобилях с катализатором может использоваться 2 датчика, один до катализатора и один после. Это позволяет оценить эффективность работы катализатора и «оставить» ему необходимый для его работы кислород.
Схематично лямбда-зонд выглядит так:
1 — твердый электролит ZrO2; 2-3 — электроды; 4- заземление; 5 — сигнальный провод; 6 — выхлопная труба.
Выхлопные газы, «омывая» лямбда-зонд вызывают возникновение ЭДС, а блок управления двигателем, «измеряя» это напряжение, соответствующе подстраивает подачу топлива.
Существуют подогреваемые и не подогреваемые датчики. Ведь лямбда-зонд начинает работать при 350 °C.
Можно менять не подогреваемый датчик на подогреваемый, только придется найти питание для него, а наоборот — нет. Лямбда-зонд, или O2-датчик — наиболее страдающая часть впрыскового автомобиля при применении плохого топлива. Категорически недопустим этилированный бензин, т.е. с высоким содержанием тетраэтилсвинца. Свинец портит платиновое напыление на лямбда-зонде. Так же ему вредят: сбои системы зажигания, содержание масла и антифриза в выхлопных газах, сильно обогащённая топливная смесь, т.е. с высоким содержанием бензина. При неисправном катализаторе, блок управления сверяет показания двух лямбда-зондов и возникает повышенный расход топлива, примерно на 30%. Двигатель работает на переобогащенном топливе, и из-за этого могут возникнуть различные проблемы, такие как: